ПорталО МосквеПолезные телефоныКартыРадиоБиблиотекаО проектеСправочник Москвича
 
Полезное
 

Переоценка

Организации
 
Архив
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
 
Популярное
 




 

Я полагаю, что такое положение дел несовместимо с представлением об открытом обществе, однако, описывая его, я обязан соблюдать осторожность. Я не вправе сам себя назначить судьей, выносящим окончательное решение относительно того, что должно составлять открытое общество. Я могу лишь сказать, что подмена общественных ценностей мотивом погони за прибылью — это заблуждение. Люди руководствуются ценностями разного рода, нередко конфликтующими одна с другой. Как участники конкурентной борьбы, они стараются получить максимальную прибыль; как человеческие существа, они снедаемы также и иными заботами. Исайя Берлин назвал это ценностным плюрализмом. Ценностный плюрализм можно рассматривать как частный случай подверженности ошибкам, поскольку возможности избежать конфликта между различными ценностями и устремлениями не существует. Например, дружба и иные человеческие отношения могут, когда речь заходит об увольнении людей, вступать в конфликт с мотивом погони за прибылью. Рыночный фундаментализм, определяя рациональное поведение как стремление к личной выгоде, по сути дела, подчиняет мотиву погони за прибылью все прочие соображения. Тем самым рыночный фундаментализм, отрицая ценностный плюрализм, нарушает коренной принцип открытого общества.

Повторюсь: финансовые рынки не аморальны, они вне морали. Напротив, механизмы коллективного принятия решений не могут нормально функционировать без проведения различий между «правильным» и «неправильным». Что является правильным, мы не знаем. Знай мы это, нам не понадобилось бы демократическое правление, нами правил бы король-философ. Но мы все же обязаны иметь общее представление о правильном и неправильном — некий внутренний свет, который освещает наш путь в общественной жизни и политике. Без него представительная демократия работать не будет. Мотив погони за прибылью затмевает этот внутренний свет. Целесообразность берет верх над моральными принципами. В высококонкурентном обществе, основанном на сделках, забота об интересах других людей становится обузой. Здесь действует механизм негативного отбора (adverse selection): верх берет тот, кто не обременен принципами. Если позволить мотиву погони за прибылью править в сфере политики, общество лишится каких бы то ни было моральных основ. А пока для него остается допустимым существование без моральных основ, оно не может считаться открытым. Как бы там ни было, кто захочет жить в таком обществе?

То, как многие люди реагировали на первоначальный вариант этой книги, навело меня на мысль о том, что им трудно согласиться с представлением о внеморальности рынка. Немалое число людей, которых волнуют вопросы морали (и некоторое число журналистов, разрабатывающих эту тему), считают финансовые рынки аморальными. Идея о том, что рыночное поведение лежит вне сферы морали, просто не встраивается в систему их взглядов. Они подозревают, что в основе моей аргументации скрыт личный интерес: я просто пытаюсь оправдать аморальные поступки, совершенные мною как финансовым спекулянтом Из того, как часто я сталкивался с подобной реакцией, я заключаю, что мне, похоже, действительно удалось сказать нечто новое и важное. Стоит вспомнить о том, что развитие морали и религии предшествовало развитию финансовых рынков. В качестве финансового спекулянта я могу видеть проблему в ином свете, нежели другие люди, размышляющие над ней.

Дата: 20 апреля 2015

Категория: Разное


 
Популярные материалы

Рубрики
ПорталО МосквеПолезные телефоныКартыРадиоБиблиотекаО проектеСправочник Москвича