ПорталО МосквеПолезные телефоныКартыРадиоБиблиотекаО проектеСправочник Москвича
 
Полезное
 

Мои фонды

Организации
 
Архив
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
 
Популярное
 




 

Я привожу эти подробности отчасти в качестве своих верительных грамот, отчасти же для того, чтобы изложить собственную точку зрения (или мои субъективные ощущения). Мои фонды боролись за установление открытого общества и потерпели поражение. Тем не менее, я полагаю, что и проигранные битвы имело смысл вести. Кроме того, я считаю, что эти битвы можно было бы выиграть, если бы правительства Запада следовали принципам открытого общества. Здесь нет места для описания моих переговоров с западными политиками; достаточно будет сказать, что я часто критиковал их действия как публично, так и приватно, и мои публичные выступления помогали мне добиваться личных встреч. Например, я провел несколько бесед с тогдашним Генеральным секретарем ООН Бутросом Бутросом-Га- ли и убеждал его, что лучше подать в отставку, чем согласиться на проведение миротворческой миссии, которая не может быть выполнена, однако об отставке он и не помышлял. Я был приверженцем политики жестких мер в отношении Милошевича и Туджмана, и я остро чувствовал личную ответственность за исход событий, когда мы, наконец, стали проводить жесткую линию в Косово, — не потому, что со мной посоветовались (этого не было), а потому, что я считал такое решение правильным.

Я не хочу давать подробный обзор событий в Югославии; ограничусь лишь несколькими наблюдениями. Во-первых, западные демократии — Европа и Соединенные Штаты — оказались глубоко вовлечены в югославские дела. Я уже упоминал о визите государственного секретаря США Дж.Бейкера и о предложении Югославии кредита в три миллиарда экю со стороны Европейского сообщества. По моему мнению, подобную активность следовало проявить раньше — когда Милошевич отменил автономию Косово и Воеводины или когда он сорвал программу экономических реформ — и при этом надо было тверже придерживаться принципов открытого общества. Чем раньше будет осуществлено международное вмешательство, тем лучше, однако успех не гарантирован в любом случае.

Во-вторых, интересы какой-либо из западных демократических стран не были поставлены на карту, хотя Европа и Соединенные Штаты были равно заинтересованы в мирном разрешении Югославского кризиса. Возможно, поэтому действия Запада не были достаточно скоординированными, и в них ощущалось отсутствие ясной цели. По большей части западные государства стремились сохранить статус-кво и предотвратить вооруженный конфликт. Так было в июне 1991 г., когда госсекретарь Джеймс Бейкер дал согласие на объявление чрезвычайного положения; так было в Боснии, когда западные державы предпочли военному вмешательству гуманитарную помощь — то есть применили шестую статью Устава ООН о поддержании мира, а не седьмую статью о миротворчестве. Так было и во время Косовского кризиса, когда Соединенные Штаты перепробовали все подходы к Милошевичу. Весной 1998 г., когда Милошевич развернул крупномасштабную кампанию против Армии Освобождения Косово (АОК) и выселил около 400 тыс. косовских албанцев из родных деревень, посол США Ричард Холбрук заключил с Милошевичем соглашение о вводе в Косово наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Только после того, как стало ясно, что Милошевич продолжает творить преступления даже на глазах у наблюдателей из ОБСЕ, последних отозвали и была организована конференция в Рам- буйе. Детальный анализ событий заставляет меня сделать вывод, что Милошевич хотел спровоцировать бомбардировки, чтобы провести планомерную и широкомасштабную этническую чистку, которая подготовила бы почву для фактического разделения Косово.

Дата: 16 апреля 2015

Категория: Разное


 
Популярные материалы

Рубрики
ПорталО МосквеПолезные телефоныКартыРадиоБиблиотекаО проектеСправочник Москвича