ПорталО МосквеПолезные телефоныКартыРадиоБиблиотекаО проектеСправочник Москвича
 
Полезное
 

Европейский дневник

Организации
 
Архив
2012 2013 2014 2015 2016 2017




 

 

Европейский дневник


Часть 1

Есть что-то пьянящее в отъезде, когда нити, которыми удерживает родной город, вдруг обрываются, и уже не имеет никакого значения, что ты оставил в этом городе. Важно лишь, что будет. Особенно если впереди Братислава, Вена, Венеция, испанское побережье Средиземного моря с его сердцем Барселоной, Париж, Берлин! Недавно мое физическое тело вернулось из этого путешествия. Но душой и мыслями я все еще там, на узких улочках Венеции, под цветущими каштанами Елисейских полей, на напоенной воздухом свободы улице Рамбла. Вот и сейчас, сидя за компьютером, мне совсем несложно то и дело закрывать глаза и «разглядывать» только что написанное в красках, запахах, ощущениях... Ну, поехали!
Автобус

При словах «автобусный тур» коллеги складывали брови домиком и понимающе кивали. Однако четыре ночи из четырнадцати, проведенные в комфортабельном «Неоплане» не показались особенно выматывающими. По правде говоря, в автобусе трудно только первую ночь, а потом привыкаешь и даже начинаешь подумывать - а не приобрести ли пару откидных кресел для домашнего интерьера. Основная проблема сна в полусидячем положении в том, что не расслаблена шея. Но это неудобство можно свести к минимуму, если взять с собой в дорогу маленькую подковообразную подушку. Она плотно охватывает шею, и ты быстро забываешь, что находишься не в уютной постели, а в кресле «Неоплана». Для полного погружения в домашнюю обстановку стоит захватить еще плед и, при желании, кассеты с любимыми фильмами, просмотром которых на видео можно разнообразить дорогу.

Зато очень быстро начинаешь находить плюсы - автобус как нельзя лучше способствует общению, причем не только под чай и кофе. Уже через пару дней путешествия вы наверняка найдете свою «компанию по интересам». Автобус - своеобразное «посольство» на колесах, где нет психологического напряжения от того, что находишься в иноязычной среде. Ну и немаловажна, конечно, возможность видеть все, что происходит за окном, будь то заяц, решивший вдруг посостязаться в скорости с автобусом, древняя церковь или просто сценка обычной забугорной провинциальной жизни, на которые всегда богата дальняя дорога.

Словакия

Она откроется ранним утром, когда первые лучи солнца начнут вылизывать живописные развалины замков. Средневековые строители знали толк в зодчестве: в Словакии почти все замки венчают вершины гор, чем очень напоминают короны. С видом на один из таких замков вы остановитесь позавтракать в долине среди Малых Фатр. Пташки поют над головой, в руке поджаренная куриная нога - обязательный атрибут туриста... Именно в этот момент вы впервые ощутите: все только начинается!

Братислава покоряет своим спокойным размеренным темпом жизни. Это очень симпатичный город, в котором проживает чуть более полумиллиона жителей. Всего в десяти километрах от центра города на вершине горы расположился замок Девин, который по праву считается одним из самых значительных памятников культуры Словакии. Замок возвышается над рекой Морава, которая смешивает свои воды с Дунаем. Вечером у вас будет время, чтобы совершить водную экскурсию по Дунаю на сияющем огнями пароходе, а пока прогуляемся узкими улочками Братиславы.

Вы обязательно заметите здание в историческом центре города, на которое накинута огромная широкополая шляпа. Это резиденция для приема важных гостей. А вот почему ее покрывает головной убор из гардероба Гулливера - расскажет далеко не каждый горожанин. Возможно, вам повезет больше, чем мне, и вам удастся выведать у симпатичной братиславчанки, откуда повелась эта традиция.

И еще один уникальный памятник вы обнаружите на одной из улочек прямо у себя под ногами. Единственный в мире отлитый в бронзе сантехник дружелюбно выглядывает из люка прямо на тротуаре и охотно фотографируется с туристами, как бы панибратски те с ним ни обращались, то подкладывая под нос книгу, то усаживаясь верхом на его блестящую каску.

Отсюда, от Братиславы всего 60 километров до Вены, так что, как рассказывал один знакомый дипломат, наши соотечественники, работающие в Братиславе, нередко ездят в столицу соседки-Австрии выпить чашечку кофе. Представляю, как потом непросто с такими вот аристократическими привычками возвращаться на родину. Ну-с, после ночевки в отеле мы последуем по проторенной дипломатами дорожке.

Австрия

Сразу после границы Австрия встретила нас аркой, которая, если верить табличке, стоит здесь с 13 века. Видимо, 800 лет назад «Неопланы» были поприземистей, потому что автобус едва протиснулся сквозь этот реликт истории. По дороге в Вену наш руководитель тура Андрей проявлял чудеса красноречия, рассказывая об Австрии и ее столице. Особое уважение к стране вызвали его слова об абсолютно индеферентном отношении Австрии к военным блокам. Правительство страны даже отказалась предоставлять воздушный коридор НАТОвским самолетам, участвующим в военных действиях против Югославии.

Вена по количеству жителей приблизительно равна Минску, впрочем, на этом сравнения и заканчиваются. Вена - довольно сложный город, он не охватит вас с первой же минуты в свои объятия. Вам самим придется приложить немало сил, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Здесь можно запросто встретить старушку в кружевных перчатках до локтя и с вуалькой на шляпе, смакующую кофе в одной из крохотных кафешек. Причем от божьего венского одуванчика будет веять совсем не нафталином, а изысканными духами. Это тоже своеобразный стиль Вены, который удивляет туристов, но только не самих горожан.

Прошлое и настоящее причудливо переплелось в городской архитектуре. Центром Вены, ее вечным символом является собор Святого Стефана, который напоминает сказочный сталагмит, вознесшийся над городом на высоту 137 метров. Его потемневшие от времени стены глядятся в зеркальные окна современных зданий, и венцы говорят, что это прошлое отражается в настоящем.

Широкие многолюдные проспекты заключают исторический центр Вены в кольцо - Ринг, которое тянется на протяжении 57 километров. Здесь выстроились архитектурные творения блестящих эпох: строгое средневековое здание университета, античный Парламент, неоготический профиль Ратуши, громады Музея Изобразительных искусств и дворца Хофбург. Музыкальная колыбель Вены - оперный театр в стиле итальянского Возрождения.

По Рингу можно проехать на повозке - фиакре, запряженной парой лошадей, причем то, что по недосмотру Создателя оставляют после себя эти красивейшие животные, тут же утрамбовывается в мостовую шинами дорогих автомобилей. Фиакрами управляют очень колоритные извозчики, которые по красноречию запросто заткнут за пояс любого профессионального гида.

Одна из главных улиц исторического центра Вены - Грабен. Ее центр венчает Чумная колонна, напоминающая об эпидемии 1679 года, унесшей десятки тысяч жизней. Вокруг Грабена множество тихих двориков с уютными кафе. Кстати, побывать в Вене и не выпить кофе - все равно, что съездить в Париж и не похрустеть мягкой французской булкой. Чашечка ароматного напитка с не менее знаменитым венским пирожным обойдется вам в 4-5 долларов. По сравнению с нашими ценами, конечно, дороговато, но удовольствие стоит того. Вернувшись в Минск, я обошел все известные мне бары в надежде отыскать этот волшебный вкус, но увы, ничего сравнимого с венским кофе не обнаружил.

Еще одна визитная карточка Вены - конфеты «Моцарт», обертка которых, на мой взгляд, гораздо дороже содержимого. Продаются они на каждом углу и в изысканных коробках, и в розницу, и даже в виде шариков в больших прозрачных колбах прямо на улице. В Вене дань уважения к великим композиторам, творившим здесь - будь то Гайдн, Бетховен, Моцарт или Штраус настолько переплелась с кичем, что отделить «зерна от плевел» невозможно. На одном из зданий табличка: «Здесь гостил Моцарт», и дата - всего один день. В недоумении присматриваешься, и все становится ясно - на первом этаже располагается магазин, торгующий платьями 18 века. Уж не сюда ль за новинками сезона заглядывает моя старушка божий одуванчик?

Валюта

Поскольку вопрос - где бы прикупить немного местных денег - будет посещать вас за эту поездку не раз, позволю себе небольшое отступление:

О последствиях обмена валюты у негров (а именно они являются прототипом шустрых минских парней с перетянутыми резинкой пачками денег) живописать не буду. «Все равно обманут,» - емко заметил наш руководитель Андрей, и все ему как-то сразу поверили на слово.

А вот о коварстве меняльных контор пару слов следует сказать. Прежде чем потянуться в карман за долларами, обратите внимание, есть ли в приглянувшемся вам пункте обмена надпись «без комиссии». Если нет - обязательно поинтересуйтесь, сколько «сдерут» с вас за обмен. Комиссионные бывают двух видов: фиксированные - вне зависимости от суммы обмена, скажем, 2, 5 доллара или процент от суммы. Первый случай особенно неприятен, если вы решили обменять всего-то пять долларов, чтобы выпить чашечку кофе. После того, как в результате несложных арифметических действий вы обнаружите, что комиссионные составили... 50%, кофе может показаться не таким уж и восхитительным.

Часть 2

В прошлом выпуске я оставил вас у магазина модной одежды... 18-го века посреди Вены. Надеюсь, за время разлуки вам было не очень скучно в столице Австрии. Между тем, наш «Неоплан» уже бьет копытом землю и готов для решительного броска к Адриатическому морю. Впереди Италия, побережье Средиземного моря Испании, Франция и Германия.

По пути в Венецию у вас будет возможность еще раз убедиться в правильности решения путешествовать автобусом. Над черной лентой асфальта склонили свои седые головы Альпы. Дорога то врезается в горы, и вы мчитесь в туннеле, то взлетает на головокружительную высоту, и ущелья, раскинувшиеся под мостами тонут в вечерней дымке. В сумерках перемигиваются огнями маленькие провинциальные городишки, расположившиеся в ладонях гор, и сказать, что это красиво, значит ничего не сказать - вы просто не сможете отлипнуть от окна! Кстати, в одном из городков, мимо которого пролетит «Неоплан», родился Арнольд Шварценеггер.

Италия

Рубеж, где заканчивается Австрия и начинается Италия можно и не заметить. Колючая проволока, верный пес Мухтар и прочая пограничная атрибутика осталась позади - в старой доброй Европе границы прозрачны. Можно лишь посочувствовать коллекционерам штампиков в паспорт - их будет некому ставить по причине отсутствия пограничников.

Ближе к ночи автобус остановится в курортном городке Лидо ди Езоло в пригороде Венеции, где можно расслабиться после насыщенной впечатлениями дороги. Но если в душе вы хоть чуть-чуть романтик, может ли соблазнить гостиничная постель, когда в ста метрах плещется Адриатика, в городе кипит веселая ночная жизнь, а в сумке залежалась припасенная еще со Словакии бутылка доброго вина?.. В самом деле, не спать же вы приехали в Италию! И вот, когда рассвет застанет вас у кромки моря, вы поймете, что ночь в автобусе - едва ли не единственный способ выспаться в этом путешествии.

А утром лично для меня начался день, который уверенно занял место в «горячей десятке» самых запоминающихся в жизни. Конечно, я подозревал, что она произведет впечатление... «Плащ Казановы» с великолепной Инной Чуриковой, и все такое... Но! Венеция как ураган смела все мои зыбкие ожидания. Начиная писать эти заметки, я обещал себе ни за что не впадать в щенячий восторг, но тут уж, простите, не удержусь. Венеция - болезнь, единственная вакцина от которой - надежда вернутся в этот потрясающий город снова.

У Венеции совершенно особая атмосфера - любви и свободы. Говорят, Венеция - город, где львы летают, а голуби гуляют. Это чистая правда. На площади Святого Марка, над которой парит крылатый лев - главной площади Венеции, голуби и люди существуют в полной гармонии. Птицы садятся на плечи и руки - стоит лишь протянуть в ладони горсточку кукурузных зерен. Трудно сказать, кто счастлив больше, оказавшись в этом голубином раю - взрослые или дети. Венеция поражает своей уникальной архитектурой, претерпевшей минимальные изменения со времен расцвета с 12 по 18 век. Дворец Дожей, собор Сан Марко, секстерии Святого Паоло и Святого Креста, прославленная Галерея Академии, Герцогский Дворец, грандиозный комплекс Арсенала... Продолжать можно бесконечно - об истории каждого собора, памятника, и даже дома можно написать трактат.

Город стоит на сотне островов, соединенных между собой более чем 400 мостами, самые известные из которых Мост Вздохов (получивший свое название из-за того, что по нему водили на казнь осужденных), мост Риальто на Большом канале и, конечно, Мост Свободы, как пуповина соединяющий Венецию с материком. Каждые сто лет Венеция погружается в воду на 1 сантиметр, и поэтому вся история этого города неотделимо связана с водой. За последние пару лет население Венеции уменьшилось в два раза и составляет сейчас 57000 жителей. Жить здесь сложно по многим причинам, однако по крайней мере 400 венецианцев не покинут свой город ни при каких условиях, потому что обладают одной из самых уникальных в мире профессий. Вы, конечно, догадались: это гондольеры. Глядя, как виртуозно управляют они длинными черными гондолами в узких каналах, невольно думаешь, что это не профессия, а искусство. Кстати, быть гондольером не только почетно, но и недешево: гондола стоит 12000 долларов, а лицензия на управление ею еще больше. Ну, а влюбленным (иные пары в романтический антураж гондолы вписываются с трудом) водная экскурсия обойдется в 100 долларов.

Венеция занимает относительно небольшую площадь - всего-то семь квадратных километров. Однако в лабиринтах улочек, которые порой не шире разведенных в стороны рук, можно запросто заблудиться. В какой-то момент мне стало немного не по себе, когда я увлекся и слишком далеко ушел от основных туристических маршрутов. И вот тут я чуть было не почувствовал себя героем фильма «Бриллиантовая рука». Слава Богу, к своему «Михаилу Светлову» я добрался вовремя и без гипса.

Испания

Еще один значительный по расстоянию рывок вдоль Лазурного побережья, и мы у цели - на побережье Средиземного моря Коста Брава в Испании. Здесь можно, наконец, погрузиться с головой в ленивый отдых со всеми его составляющими: загаром, морем, бассейнами при гостинице, темным как кровь быка испанским вином, барами, клубничными тортами, дискотеками до утра... Испанцы очень дружелюбный и жизнерадостный народ. К тому же туристы из России и Украины здесь не редкость, так что не удивляйтесь, если продавец небольшого сувенирного магазинчика примется зазывать вас на некоем русско-каталонском наречии.

Из мероприятий, которые следует посетить непременно - пир в рыцарском замке. Поглощение пищи (кстати, без единого столового прибора - в соответствие со средневековыми правилами этикета) пройдет при свете факелов и под звон мечей. Перед зрителями разыгрывают целый спектакль, стилизованный под рыцарский турнир. Во втором отделении воины уступят место танцорам зажигательного фламенко. Стук каблуков и звуки кастаньет складываются в неповторимые ритмы. В этом танцевальном поединке побеждает темперамент. Кстати, в замке я понял, что фламенко - не женский, как принято считать, а мужской танец. Стоило лишь красавцу-танцору после представления показаться в зале, как разгоряченные зрительницы буквально набросились на него, умоляя (как минимум!) сфотографироваться.

Место, куда я не успел попасть, и сейчас сожалею - монастырский комплекс Монтсерат, прилепившийся словно ласточкино гнездо на почти вертикальном склоне горы. Здесь служат около 80 монахов ордена Бенедикта, который заботится о святилище вот уже 1000 лет. В монастыре можно услышать пение хора мальчиков Есколания, кстати, самого старого в Европе и непременно сходить в музей, где собрана одна из лучших в Испании коллекций живописи Пикассо, Дали, Моне, Дегас, Писсаро, Полякова, а также многих других замечательных художников.

А еще есть в Каталонии место, куда нужно ехать с утра пораньше. Это Порт Авентура, испанский «диснейленд». «Парк для детей от 0 до 99 лет»,- как гласит рекламный слоган. Знаменитый тематический парк расположен к югу от Барселоны, в Салоу. Это более миллиона квадратных метров разлечений и удовольствия, поэтому сюда лучше выбираться на 2-3 дня - осмотреть все достопримечательности и покататься на всех аттракционах за один день невозможно. Идея Порта Авентуры - собрать в одном месте наиболее интересные уголки земного шара, так что парк разделен на пять тематических зон: Средиземноморье, Полинезия, Китай, Мескика и американский Дикий Запад. Заплатив за входной билет 20-25 долларов, вы можете целый день кататься на аттракционах и смотреть представления бесплатно.

Для любителей ощущений «поострее» - Дракон Хан, одна из самых крутых в мире американских горок с восьмью мертвыми петлями и спуском на скорости 110 км/ч. Заслышав, как отчаянно орут туристы, решиться на это испытание над собственным организмом в состоянии далеко не каждый. По своему опыту могу сказать, что после Дракона Хана чувствуешь себя эдаким деревцем, которое выдернули из земли, перевернули и посадили корнями вверх. Так что совсем нелишне захватить в Парк Авентуру пару штанов на смену (шутка, на самом деле в Парке есть водные аттракционы, после которых вы будете абсолютно мокрыми). И ведь что еще придумали - на самых головокружительных участках Дракона Хана стоят видеокамеры, которые фиксируют вас в состоянии, не поддающемся самоконтролю. После благополучного возвращения на землю вы можете купить это изображение, причем, гарантирую, что в таком виде вы себя больше нигде и никогда не увидите. В общем, после Дракона Хана все остальные аттракционы покажутся вам милыми детскими забавами.

Часть 3

В один из дней пребывания в Испании нужно обязательно почувствовать себя «диким» туристом и самостоятельно съездить на электричке в Барселону - путешествие вдоль живописного побережья займет не более часа. С нашими электричками они не имеют ничего общего - достаточно сказать, что в испанских звучит классическая музыка. Этот концертный зал на колесах доставит вас в самый центр Барселоны на площадь ...., от которой начинается знаменитый бульвар Рамбла. Сомерсет Моэм назвал его самой красивой улицей в мире. Особенно хорошо там в 6-7 часов вечера. Еще не свернули цветочные базары и не закрыли стеллажи клеток с самыми экзотическими и беспрерывно гомонящими попугаями, и в то же время на улицу уже выходят актеры, разыгрывающие перед прохожими представления и изображающие живых статуй. Уединившись в одном из бесчисленных кафе, можно провести вечер, о котором вы потом еще не раз с ностальгией вспомните.

Архитекутрный гений Барселоны - Антонио Гауди. Невозможно найти даже скромный путеводитель по городу, в котором бы не упоминалось его имя. Самое известное из его творений - Собор Святого Семейства, будто бы созданное самим Творцом из мокрого морского песка. Запрокинув до головокружения голову, и забыв обо всем, можно часами любоваться его сюреалистичной архитектурой. Он настоль высок, что туристам приходится долго искать точку, откуда можно сняться на его фоне. Архитектор завещал возводить собор только на пожертвования, поэтому и сегодня вокруг него строительные краны. Наказ Гауди выполняют современники, добавляя в замысел автора свои фантазии.

Франция

Вслушайтесь только: «Я гуляю по Парижу», «я сижу на скамеечке и разглядываю прохожих на Елисейских полях», «я гляжу на мутную воду Сены, облокотившись о каменный парапет». Это же стихи, верлибр! И вот, едва оставив вещи в гостинице, мы бросились в объятия Парижа. Говорят, чтобы чувствовать этот город изнутри, нужно ездить в метро. Так мы и поступили, тем более, что ориентироваться в переходах между 16 его линиями не сложнее, чем в московской подземке... если имеешь карту. Чего только не увидишь в парижском метро - концертрирующий прямо в переходе камерный оркестр. И здесь же - негры, которые выясняют между собой отношения с помощью карате. Проехали мы и по ультрановой (запущенной только в прошлом году) линии, полностью управляемой электроникой. Очень необычное ощущение - сидеть там, где должно быть кресло машиниста и наблюдать в лобовое стекло хитросплетения парижских тоннелей.

В Париже потрясающее смешение национальностей, цветов кожи и языков. Наверное поэтому здесь никого невозможно шокировать своим гардеробом, каким бы экстравагантным он ни был. Очень меня потом веселили знакомые минские девушки, когда те, томно потупив взор, спрашивали: «Ну, и что сейчас носят в Париже?» Да все! Единственное, чего я ни разу не видел на тамошних модницах - так это черных бриджей, поверх колготок, на которых «свихнулся» этой весной Минск.

В Париже постоянные пробки, и поэтому автомобилям многие даже весьма преуспевающие граждане предпочитают более юркие виды транспорта - мотороллеры или мотоциклы. Кстати, носятся они по Парижу с бешеной скоростью, поэтому зевать при переходе улицы здесь никак нельзя.

На крошечном острове Сите посреди Сены находится святая святых французской столицы Собор Парижской Богоматери. Именно в этом месте была основана древняя столица галлов Лютеция, ставшая в 360 году н. э. Парижем. В XVIII веке собор начал приходить в упадок, однако в XIX веке под влиянием романа Виктора Гюго были собраны средства на реставрацию храма. В 1804 году здесь короновался Наполеон. И сегодня Нотр-Дам де Пари отстается действующим собором. На площади перед собором можно найти небольшой круг, это центр Парижа, отсюда начинается отсчет всех дорог Франции. Говорят, если стать на этот медный круг и загадать желание, оно обязательно сбудется.

Один из старейших и наиболее богатых музеев мира - Лувр. На протяжении столетий Лувр был крепотью, тюрьмой, резиденцией французских королей и академий. Знаменитую коллекцию скульстур и картин Лувра собрали короли. После Великой Французской революции коллекция была передана народу. Сегодня в каталоге музея более 200 тысяч названий.

Монмартр, или «холм мучеников», был назван в память первого епископа Парижа св. Дени, казненного вместе с другими христианами в III веке нашей эры. Это излюбленное место художников. В свое время здесь жили и творили Ренуар, Дега, Утрилло и многие другие. На вершине холма возвышается базилика Сакре-Кер, построенная в византийско-романском стиле. Отсюда открывается прекрасная панорама Парижа. На южном склоне Монмартрского холма, вокруг площади Пигаль расположились рестораны, кабаре «Мулен Руж», «Лапен-Ажиль», «Ла-Винь».

И, пожалуй, нет туриста, который, отправившись в Париж, не побывал бы у Эйфелевой башни. Вечером, когда кружева железной леди подсвечиваются изнутри, она выглядит очень сюрреалистично. Сейчас на башне установлено огромное табло, на котором высвечивается количество дней, оставшихся до 2000 года. У подножия творения Эфеля всегда выстраиваются длинные очереди жаждущих подняться наверх. И удовольствие стоит того - глядя на величественный вид Парижа, вы поймете, что невозможно объять необъятное. Так что, если не обойти Париж, то хотя бы увидеть его с высоты птичьего полета. Кстати, на всех углах смотровой площадки расставлены подзорные трубы, из которых можно рассмотреть город в мельчайших деталях. Я также воспользовался этим прибором и, убедившись, что горничная уже взяла оставленные на постели чаевые в моем гостиничном номере, довольный собой вернулся на землю. (sic! Экслер)

Германия

На Берлин осталось совсем немного времени, но после Парижа это не очень расстроило. Я уже просто не знал куда, в какие закрома памяти раскладывать очередную порцию впечатлений. Примерно как в компьютере, который при переполнении его информацией, выдает сообщение: disk full - диск переполнен.

И все же попробуем заархивировать еще пару байтов информации. Итак, Берлин, которому недавно исполнилось 760 лет. Он знал блестящие эпохи расцвета науки и культуры, был разрушен до основания, разделен, и, словно птица Феникс, возрожден вновь. После объединения Берлин стал самой большой европейской музейной метрополией, ведь в более чем трехмиллионном городе насчитывается 170 музеев!

Берлин сейчас называют городом кранов. И действительно, центр города, по которому проходила легендарная стена, напоминает гигантскую строительную площадку. Вы увидите Бранденбургские ворота, долгое время служившие символом разделенной Германии. Именно здесь, у Бранденбургских ворот, сохранились остатки той самой стены, которая навсегда войдет в историю Германии XX века.

Вместо постскриптума: семь с половиной тысяч километров дорог по Словакии, Австрии, Италии, Испании, Франции, Германии, Польше позади. И я, как ни странно, завидую вам: у вас это фантастическое путешествие, может быть, еще впереди. А мне остается лишь скучными минскими вечерами ностальгировать о двух неделях, которые вошли в «горячую десятку» самых ярких событий моей жизни.



- - - Наверх - - -


Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Контрольный вопрос:
Сколько будет: 15+13-3




Этот и прочие литературные материалы публикуются с ведома и по согласию авторов. Не нарушайте пожалуйста авторских прав, лучше напишите автору письмо.

© Сергей Малиновский
© Дмитрий Ледяев, 1999-2000
ПорталО МосквеПолезные телефоныКартыРадиоБиблиотекаО проектеСправочник Москвича